Внимание! fresh-diplom.ru не продает дипломы, аттестаты об образовании и иные документы об образовании. Все услуги на сайте предоставляются исключительно в рамках законодательства РФ.

Заказать курсовую работу

КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
КУРСОВЫЕ РАБОТЫ
ОТЧЕТ ПО ПРАКТИКЕ
ДИПЛОМНЫЕ РАБОТЫ
КУРСОВОЙ ПРОЕКТ

   8-800-735-54-96

Образовательный менеджмент муниципальной системы образования города Рязани

Последний приют поэта (о Лермонтове)

Пятигорска по вопросу приобретения «Домика» городом, была свидетелем официального открытия музея в 1912 г., была дружна с его первыми хранителем и заведующим, а с 1937 г. по 1951 г. являлась директоро

Институциональный анализ организационно-правовых форм предприятий в РФ

Задача институционального анализа организационно-правовых форм предприятий заключается в оценке экономического эффекта от конкретной конфигурации пучка правомочий. А.Н. Олейник предложил сравнить все

Власть как общественное явление

Власть – одно из фундаментальных начал общества и политики. Она существует везде, где есть устойчивые объединения людей: будь-то в семье, различного рода организациях и учреждениях, либо во всем госуд

Разведение и содержание аквариумных рыб с элементами исследования

Аквариум – не просто красивая вещь, удовлетворяющая эстетические потребности человека, и не только средство заполнить свой досуг. Это действующая модель природного водоёма. Аквариум широко применяетс

Финансовое обеспечение инвестиционного процесса

Следовательно, существует серьезный разрыв между возможностями финансовой системы и потребностями экономики в модернизации производства (по данным Минэкономразвития, в ближайшие 15 лет необходимо ежег

Лекции по Методике математики в начальных классах (4-5 семестры)

Натуральное число выступает для ребёнка на этом этапе как целостный наглядный образ, в котором он не выделяет единичных предметов. Первые представления детей о числе связаны с его количественной хара

История экономики

Складывание всероссийского рынка. № 117. Реформы Ивана Грозного. № 118. Экономическое развитие России и народные возмущения при Алексее Михайловиче (1645-1676). № 119. внутренняя и внешняя торговля Ро

Управление природными ресурсами и в области охраны окружающей среды, как вид управления в экономической сфере

Научный руководитель: Преподаватель кафедры Капитан милиции Пермяков А.Г. Сдал: Курсант 3-го курса юридического факультета Зайцев Э.А. Москва 2004г. План: Введение ....................................

Скачать работу - Образовательный менеджмент муниципальной системы образования города Рязани

Организационным структурам действующих систем управления присуще наиболее распространённые проблемы: 1) эти структуры являются недостаточно гибкими, подвижными; 2) они не отражают всей необходимой для реализации потребностей объектов полноты состава управлений функций; 3) имеют место ситуации внутренней конкуренции и конфликты между подразделениями; 4) отдельные функции не имеют надёжных методов реализации управленческих технологий (т.е. функции анализа и прогноза внешней среды и социального заказа на образование, самоанализа потребностей и возможностей объекта управления и т.д.); 5) недостаточная квалификация управленческих кадров; 6) недостаток финансирования; 7) недостаточное выявление и осознание участниками совместной деятельности образовательных потребностей населения; 8) отсутствие продуманных моделей выпускников; 9) недостаток информационного обеспечения; 10) недостаток научно-методического, концептуального обеспечения управленческой деятельности, управленческого образования, и т.д.

Исходя из проблемного поля определим актуальность исследования.

Движение образовательного менеджмента к реализации своих главных ценностей и устремлений требует продуманности, связанности действий, выработки их согласованного курса.

Отсутствие такого курса, общего подхода к решению проблем делает управление образовательной системой слабым, зависимым от любых изменений окружающей обстановки. Таким образом, актуальность выбранной темы определяется уровнем – глубиной рассогласования между управляющей и управляемой системами, а также наличием внутренних противоречий в каждой из них, то есть анализ применения вышеобозначенного курса управления образовательной системой. Далее необходимо уточнить то, что образовательный менеджмент или управление образовательной системой (г.Рязани) представляет собой особую деятельность, в которой её субъект (Управление образования, науки и молодёжной политики) посредством предвидения, организации, координации обеспечивает совместную деятельность объектов (педагогов, учащихся.

Родителей и т.д.) образовательного процесса. Эта деятельность направлена на развитие образовательного процесса с целью удовлетворения запросов местного сообщества, личности, рынка труда.

Объектом исследования является процесс управления образовательной системой (г.

Рязани). Предметом исследования выступают составные части процесса управления образовательной системы г.

Рязани: § § § § Если субъект управления образовательной системы будет придерживаться вышеобозначенного курса или общего подхода к решению проблем, то образовательный менеджмент станет независимым и устойчивым к изменениям окружающей обстановки. Для наилучшего результата необходимо воспользоваться следующими методами анализа существующих и потенциальных проблем: 1) a) b) 2) a) Глава 1. Нормативно-правовая основа муниципального образовательного менеджмента города Рязани 1.1 Нормативно-правовые источники функционирования муниципальной системы образования г.Рязани. В соответствии с положением об управлении образования, науки и молодёжи администрации г.Рязани данное структурное подразделение администрации г.Рязани входит в состав социального комплекса и непосредственно подчиняется заместителю главы администрации по социальной сфере и гуманитарным вопросам (Приложение №1). Управление в своей деятельности руководствуется: § § § § § § § § § К ним, в частности, можно отнести: 1) 2) 3) 4) учреждений образования г.

Рязани в 2003-2004 г.»; 5) 6) 7) 8) 9) 10) 1.2 Основные этапы становления муниципального образовательного менеджмента Рассматривая основные этапы становления и примеры управления муниципального образовательного менеджмента г.Рязани необходимо начать с дошкольных образовательных учреждений г.Рязани.

Дошкольное образование – весьма важно и во многом определяет становление личности ребёнка на последующих этапах его развития. [3] Итак, к началу 1995 г. в г.Рязани сложилась достаточно оптимальная структура дошкольного образования, способная удовлетворить разнообразные потребности детей дошкольного возраста и их родителей (Приложение №2). При постоянном росте доли муниципальных ДОУ (дошкольных образовательных учреждений) на начало 1995 г. их число составляло 77, то есть 53% общего числа городских ДОУ, и в них воспитывалось 11 117 детей при плане 11 275. Общей тенденцией для всех ДОУ, независимо от их организационно-правовых форм, являлось падение наполняемости как в части списочного состава групп, так в ещё большей мере в части количества детей, реально посещающих ДОУ. Среди существенных частей этой прогрессирующей тенденции можно выделить: 1) 2) 3) В ходе исследования были получены следующие данные – Образовательный уровень педагогических работников ДОУ г.Рязани на 1.01.95 г.

Должность Всего работ-ников Образование
Высшее Неполное высшее Среднеспециальное
1 2 3 4 5
Заведующий 145 103 3 39
Методист 106 89 1 16
Воспитатель 2 242 463 63 1 686
Муз.

Воспитатель

217 49 6 162
Учитель-дефектолог 6 6 - -
Учитель-логопед 102 96 - 6
Инструктор по физкульт. 65 33 4 28
Преподаватель ИЗО 26 15 1 10
1 2 3 4 5
Психолог 10 10 - -
Преподаватель ин. языка 15 15 - -
Программист 3 1 - 2
В 1994 г. в Рязани был проведён совместный с Министерством образования эксперимент пор государственной аккредитации двух ДОУ. В ходе нашего исследования были выявлены интересные факты по итогам 90-х гг. и в области общего образования. В связи с существенным изменением системы конкурсного определения лучших педагогов значительно вырос престиж городского конкурса «Учитель года» Лауреатами этого конкурса стали (93 – 94 гг.) Бочкова В.И., Сущинская Т.С., Петракова Л.В. В 1993 – 1995 гг. значительная часть городских школьников достигла заметных результатов: § § § Екатеринбурге; § В течение 1994 учебного года 5 рязанских школьников учились в США, в 1995 г. – 15 старшеклассников. В основе преобразований – общего образования - проходила планомерная работа по реализации Закона РФ «Об образовании». Среди наиболее важных аспектов преобразований предмета исследования можно выделить следующие: 1) 2) 3) 4) В ходе образовательных реформ выявились также и негативные моменты принятых управленческих решений: 1) 2) преобразованиями не имеет под собой научно-методического, материального, финансового и кадрового обеспечения; 3) Всё более заметное неудовлетворение у школьников вызывало (и вызывает): § § § § Таким образом, такая социальная сфера (муниципальное образование) и такой социальный институт (школа), не выполняют в полном объёме своих социальных функций. Что говорит о недостаточном продумывании в ходе принятия управленческих решений. В существенной корректировке нуждается не только формы, методы и приёмы образования, их обновления требует и сама модель образования и организация педагогического процесса значительной части муниципальных общеобразовательных школ.

Поэтому, отмечая большой объём и достаточно высокое качество управления муниципальной системы необходимо признать, что рязанское образование находится в самом начале длительного и трудного пути радикальных реформ (Приложение №4). Глава 2. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ ГОРОДА РЯЗАНИ: СОВРЕМЕННАЯ СТРУКТУРА И АЛГОРИТМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ 2.1 Современное состояние муниципального образовательного менеджмента Далее проанализируем проблемы и противоречия управляющих подсистем, алгоритм реализации управленческих функций.

Рассматривая современное становление муниципального образовательного менеджмента в г.

Рязани, необходимо отметить, что сегодня в городе документально и организационно определилась четкая стратегия развития муниципальной системы образования и всех её составляющих, направленных на формирование единого образовательного пространства города, углубление процессов демократизации, гуманизации образования на основе широкой инновационной деятельности и ресурсного обеспечения: кадрового, научного, нормативно-правового, информационного. Сеть негосударственных ОУ г.Рязани

Количество негосударственных ОУ (количество детей) 1998 – 1999 уч. год 1999 – 2000 уч. год 2000 – 2001 уч. год 2001 – 2002 уч. год 2002 – 2003 уч. год 2003 – 2004 уч. год
Дошкольные 2 (44) 2 (44) 2 (44) 2 (44) 2 (43) 2 (43)
Общеобразова-тельные 6 (485) 7 (504) 6 (565) 6 (578) 6 (568) 6 (568)
Доп. образование 2 (300) 2 (413) 2 (488) 3 (81) 4 (1404) 4 (1404)
Общее количество 10 (829) 11 (962) 10 (1097) 11 (1434) 12 (2015) 12 (2015)
Сеть сервисных служб при управлении образования способствовала оказанию помощи в деятельности образовательных учреждений, педагогов, родителей учащихся.

Создание сервисных служб строилось на изучении потребностей образовательных учреждений, взрослых и детей в сервисных услугах.

Развитие сети сервисных служб в г.

Рязани

1997 1998 1999
* * * * * * *
Обзорный анализ развития процессов инноваций в управлении образования на муниципальном уровне за период с 1998 г. позволил сделать вывод о некоторых проявившихся в нём тенденциях: § § Созданы объективные и достаточные предпосылки к тому, чтобы образование в городе стало целостной системой общественной практики.

Муниципальная система образования г.

Рязани в условиях социально-экономической нестабильности сохранена и включает в себя (на 1.09.03) 202 ОУ и 7 сервисных служб (Приложение №5). Несмотря на недофинансирование системы образования, сеть муниципальных ОУ в период с 1996 г. выросла на 17 ОУ. Динамика основных показателей развития сети муниципальной системы образования г.

Рязани

Показатель 1996 2001 2003
ДОУ 89 99 99
Начальная школа 1 1 1
Основная школа 1 1 1
Средняя школа 56 57 57
Лицей 2 2 2
Гимназия 2 2 2
Школа с углубленным изучением отд. предметов 7 7 7
Специальная (коррекционная) школа 3 4 4
Открытая (именная) общеобразовательная школа 3 3 3
Школа-интернат 3 3 3
Учреждения дополнительного образования 20 25 25
Общее количество 187 204 204
Наряду с муниципальными ОУ в городе появилась сеть негосударственных ОУ, в которых обучаются 0,9% от всех учащихся ОУ города. По сравнению с 1998 г. число детей увеличилось в 2,5 раза за счёт § § § Стратегия управления системы образования выстраивается на следующих положениях: 1) 2) 3) 4) 5) Управление системой образования позволяет определить перспективные задачи и проблемы развития образования в городе, разрабатывать политику в области образования и механизмы её реализации, осуществлять прогнозирование образовательной ситуации. В ходе глубокого анализа муниципального управления выделились следующие черты вышеобозначенного управления: 1) и опытно-экспериментальной работы в ОУ; 2) Состояние здоровья детского населения г.Рязани По результатам нашего исследования сегодня лишь 5% выпускников школ здоровы, 80% школьников хронически больны, свыше 70% страдают нервно-психическими расстройствами. Из каждой родившихся младенцев свыше 900 имеют врождённые пороки развития.

Демографические данные г.Рязани

1998 г. 1999 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г.
Детей до 15 лет 89 741 86 577 82 415 78 329 75 162
Родилось 3 342 3 357 3 452 3 623 4 198
1998 г. 1999 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г.
Рождаемость 7,1% 6,8% 6,7% 7,4% 7,8%
Детская смертность 8,9% 15,5% 16,1% 13,6% 9,6%
Общая смертность 12,4% 13,6% 14,3% 15,1% 15,1%
Естественный прирост - 5,1% - 6,8% - 7,6% - 7,7% - 7,3%
Вывод напрашивается сам собой: проблема охраны здоровья детей должна стать ключевой в системе образования г.Рязани. 2.2.1Развитие управляющей подсистемы дошкольного образования Затрагивая управление развитием системы ДОУ, необходимо сказать, сто в городе воздана многофункциональная сеть ДОУ, способных удовлетворить разносторонние интересы детей и всё возрастающие потребности родителей.

Исходя из постоянно изменяющихся потребностей современного общества и как следствие, социального заказа.

Ежегодно увеличивается количество детских садов, работающих в инновационном режиме. Более половины из них имеют статус ДОУ повышенного уровня ДОУ. В процессе нашего исследования было выявлено важное направление управления деятельностью ДОУ: § § * * * * * * * Управление обеспечением работы ДОУ в режиме развития привлекаются внебюджетные средства, помощь родителей, которые стали соучастниками образовательного процесса. 2.2.2. Развитие управляющей подсистемы общего образования По данным, развития системы общего среднего образования, выявлены изменения общей численности учащихся в дневных общеобразовательных учреждениях.

1998 – 1999 1999 – 2000 2000 – 2001 2001– 2002 2002 – 2003 2003 – 2004 2004 – 2005
Количество учащихся 68 530 66 252 63 390 61 852 58 254 55 625 54 080
Изменения -1 025 -2 278 -2 862 -1 538 -3 598 -2 629 -1 545
То есть, в сравнении с 1998 г. численность учащихся в 2003 г. уменьшилась на 10 726 человек. В ближайшие 2 года наметившаяся тенденция сокращения численности учащихся в ОУ сохраняется и к началу 2004/2005 г. уменьшение составит 21% в сравнении с 1998 г. В 2002 – 2003 учебном году в нашем городе завершён переход на 4-летнее начальное обучение, что позволило снять перегрузку учащихся, более, последовательно и равномерно распределить материал по годам обучения.

Хотелось бы ещё отметить одно из приоритетных направлениё модернизации общего образования – профилизация образования на III ступени обучения. На всех уровнях муниципальной системы образования прошло обсуждение Концепции профильного обучения, определились перспективы развития данного направления.

Профильное обучение, ориентированное на индивидуализацию и специализацию обучающихся, в том числе с учётом реальных потребностей рынка труда.

Муниципальная сеть профильного образования, в основном, сложилась к 1998 г.. Количество и профиль классов определился вузовским сектором рынка образовательных услуг – все вузы г.

Рязани (РГПУ, РСХА, РГМУ, РГРТА, АПУ, МЮРФ, РВАИ, РФВУС, рязанский филиал МЭСИ, Рязанский филиал московского института МВД России, РЗИМТУК), вузы Москвы (МГУ, МЭСИ, ГУВШЭ. Московский гуманитарный университет, РГУ нефти и газа им.

Губкина)

1998 – 1999 1999 - 2000 2000 - 2001 2001 - 2002 2002 - 2005 2003 - 2004
ОУ 44 76 44 46 43 45
Классы 137 143 146 148 142 149
Политехнические 52 62 60 62 54 60
Экономические 12 12 16 17 16 15
Юридические 21 18 17 17 13 15
Медицинские 6 8 10 6 6 6
Военно-ориентированные 18 18 14 17 15 16
Педагогические 13 19 23 23 24 23
Агроэколог., агротехническ. 6 6 5 6 7 8
Декоративно-прикладные - - - 1 - -
Гуманитарные - - 1 - 4 6
Взаимод. с вузами 10 11 11 - 14 14
Получили возможность выбора профильного образования за последние 3 года (2000 – 2003 гг.) более 30% учащихся.

Нельзя не отметить специальные (коррекционные) – 5 – учреждения для особой категории детей: дети-инвалиды, дети-сироты, дети с отклонениями в развитии, нуждающиеся в постоянной педагогической поддержке. В 2002 – 2003 учебном году в пяти специальных (коррекционных) школах г.

Рязани в 98 классах обучались 818 учащихся, из них 501 ребёнок-инвалид, что составляет 62% от общего количества учащихся (в 2001 – 2002 учебном году из 823 учащихся – 96 инвалидов (48%)). Динамика развития классов коррекционно-развивающего обучения

1998 – 1999 1999 - 2000 2000 - 2001 2001 - 2002 2002 - 2005 2003 - 2004
Количество школ 45 45 46 45 45 45
Количество классов 227 258 268 273 25 240
Количество детей 2 462 (3,6%) 2 816 (4,2%) 2 914 (4,6%) 2 918 (4,7%) 2 723 (4,8%) 2 545 (4,6%)
Число детей, постоянно нуждающихся в особом внимании педагогов, постоянно растёт. В 2002 – 2003 учебном году проведено 36 предметных олимпиад и конкурсов по 29 предметам, в которых приняло участие 5 400 учащихся. В десятку лидеров вошли следующие школы:
№ ОУ Количество призёров Количество олимпиад
Лицей №52 107 20
Школа №69 69 13
Лицей №4 68 18
Школа №3 54 17
Гимназия №5 5 16
Гимназия №2 48 18
Школа №55 35 16
Школа №17 3 10
Школа №57 29 15
Школа №53 26 13
Основными каналами получения среднего образования выпускниками основной школы являются старшие классы, куда поступают в среднем 70,6 выпускников средней школы: 16,3% выпускников основной школы поступают в профессиональные училища города, по сравнению с 1998 г. заметна тенденция снижения количества поступлений с 18,6% в 1998 г. до 14% в 2003. В ССУЗ поступает в среднем 10% девятиклассников. 2.2.3 Развитие управляющей подсистемой дополнительного образования В ходе нашего исследования была затронута также и система дополнительного образования в г.

Рязани. В настоящее время она составляет 24 учреждения дополнительного образования, 35 отделений подростковых клубов по месту жительства, 4 негосударственных ОУ. Динамика изменения количества учреждений дополнительного образования (муниципальных и негосударственных) Около 2 500 наименований детских, подростковых, молодёжных объе-динений характеризуют образовательные услуги в сфере дополнительного образования детей.

Только в учреждениях дополнительного образования детей их действует более 1 700. При явном уменьшении доступности культурных, спортивных объектов для детей и подростков, повышается значимость отделений, подростковых клубов, по месту жительства, действующих при учреждении дополнительного образования.

Именно они в большей степени способствуют решению проблемы социальной адаптации, организации досуга, занятости подростков, в том числе и детей-инвалидов, детей с асоциальным поведением. 2.2.4 Воспитание как одна из составляющих образовательного процесса (г.

Рязань) По нашему мнению, не следует концентрироваться лишь на ключевых вопросах темы, игнорируя тем самым малозначительные, на первый взгляд, факторы, в основе которых нередко лежит начало новой мысли и разворот научного исследования.

Примером такого фактора является воспитание. Оно стало одним из приоритетных направлений в деятельности управления образования, науки и молодёжи администрации г.

Рязани, образовательных учреждений всех видов и типов. В 1999 году разработаны концептуальные основы ОУ, модель выпускника школы, проведены панорамы воспитательных систем.

Разработаны и реализуются программыв: «Одарённые дети», «Юный Рязанец», «организация летнего отдыха», «патриотическое воспитание подрастающего поколения», «предупреждение правонарушений среди несовершеннолетних». Работа по патриотическому воспитанию проводится в тесном взаимодействии с городским Советом ветеранов, военными комиссариатами, военными вузами и общественными организациями.

Особое место в воспитании подрастающего поколения принадлежит музеям, фондам и экспозициям, которые составляют значительную часть историко-культурного общественного наследия.

Приоритетным направлением модернизации образования г.

Рязани является развитие системы профильного самоопределения учащихся.

Развивая допрофессиональное дополнительное образование, ОУ города организуют крупную работу кружков, объединений, секций, проводят олимпиады, конкурсы. Всего в общеобразовательных учреждениях организовано 1 189 объединений, из них 17 на платной основе, в которых занимается 23 900 школьников. В городе сложилась определённа система организации летнего отдыха и оздоровления детей. Летом 2001 г. начал работу оздоровительно-образовательный лагерь «Сказка», который принял 180 детей, а уже в 2003 г. в нём в течение 6 профильных смен отдохнуло и оздоровилось 1 175 человек. Таким образом, можно констатировать факт, что в городе удалось сохранить социально-педагогические традиции воспитания, разнообразие форм организации совместной деятельности педагогов и детей и централизованный механизм управления воспитательной системой. 2.2.5 Реализация государственной молодёжной политики (г.Рязань) На следующем этапе развития детей реализуется государственная молодёжная политика. Под этим подразумевается межотраслевая сфера государственной деятельности, связанная с организацией работы с определённой категорией населения – молодёжью. В общей численности населения г.Рязани (526 499 человек) население в возрасте до 30 лет составляет 187 299 человек, в возрасте от 14 до 30 лет – 120 812 человек, что составляет 22,9% от общей численности населения города. В сфере реализации муниципальной молодёжной политики управление образования основной целью ставит создание условий для самореализации молодёжи. В целях межведомственной координации реализации молодёжной и детской политики в 2003 г. активизировал свою работу Координационный совет по молодёжной и датской политике при главе администрации г.

Рязани. УОНиМ администрации г.

Рязани оказывает содействие в предоставлении помещений для реализации ряда детских и молодёжных объединений и организаций на базе образовательных учреждений, учреждений культуры и спорта и использовании их материально-технической базы. На базе Дворца молодёжи размещены следующие общественые организации: «Родник», «Молодёжная жизнь», «Молодёжь против наркотиков», фонд «Молодёжный бизнес-инкубатор». На базе ЦДТ «Приокский» размещены общественная организация ДИМСИ. В городе созданы условия для реализации творческих способностей молодёжи.

Ежегодно проводится около 300 массовых мероприятий с молодёжью. Такие из них, как игры КВН, фестиваль КВН «славянский базар в Рязани», праздники «День молодёжи», «День студента», «Татьянин день», «День города» и другие.

Ежегодно проводится целенаправленная работа по профилактике детской безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних. УОНиМ продолжает отслеживать и своевременно оплачивать содержание несовершеннолетних в спецшколе.

Реализация молодёжной политики состоит в том, чтобы создать новому поколению все условия для самореализации и здоровой конкуренции. 2.2.6 Педагогические кадры муниципальной системы образования как управленческий потенциал образовательного менеджмента Начальник отдела кадров возглавляет работу отдела по обеспечению учреждений образования города квалифицированными педагогическими кадрами.

Приоритетными направлениями в деятельности отдел является: § совершенствование системы отбора, подготовки педагогических кадров; § обеспечение ОУ высококвалифицированными кадрами; § индивидуальное изучение профессионального, образовательного, возрастного состава кадров и выработка практических рекомендаций. По данным нашего исследования, в сфере образования города работает 7 803 педагогических работника, из которых 5 947 человек (76,2%) имеет высшее образование, 1 647 (21%) – среднеспециальное, 209 (0,03%) – незаконченное высшее. В учреждениях образования города работает 86 педагогических работников, имеющих звание «Заслуженный учитель РФ», 146 работников награждены нагрудным знаком «Почётный работник», 298 – грамотами муниципального образования.

Образовательный уровень педагогических работников соответствует требованиям тарифно-квалификационных характеристик.

Статистические данные по аттестации педагогических работников наборов за последние 5 лет показали, что повышается уровень профессионального мастерства специалистов. Об этом свидетельствует рост педагогов, аттестованных на квалификационные категории по всем ОУ. Если в 1993 году они составляли лишь 0,5%, то на начало текущего учебного года они составили 78,1%.

Года Школы, гимназии, лицеи Детские сады
Всего пед. работ-ников В том числе имеющие квалиф. категории Всего пед. работ-ников В том числе имеющие квалиф. категории Всего пед. работ-ников В том числе имеющие квалиф. категории
1999 5 179 1 703 2 122 418 534 165
2000 5 119 1 819 2 143 472 637 265
2001 4 957 3 735 2 192 1 791 616 337
2002 4 676 3 405 2 241 1 700 663 417
2003 4 468 3 477 2 289 1 608 705 372
Учреждения образования г.Рязани нуждаются сегодня в учителях технического труда, физической культуры, английского языка, физики, преподавателях-организаторах, основ безопасности жизнедеятельности, в воспитателях детских садов.

Причиной является низкая оплата труда, сложный режим работы.

Приказом от 18.02.02 №188 заведующим детских садов были также установлены стимулирующие надбавки по итогам работ за 2001 – 2002 учебный год. Из 25 учреждений дополнительного образования: К I группе оплаты отнесены – 24 учреждения; Ко II группе оплаты отнесены – 24 учреждения; К III группе оплаты отнесено 1 учреждение; (МПК «Орлёнок») С целью поддержки материального благосостояния, снятия социально-психологической напряжённости в педагогических коллективах решением Городского Совета от 30.01.02 №25, приказом Управления от 01.03.02 №229 установлена единая муниципальная надбавка к заработной плате каждого работника в размере 100 рублей: I полугодие 2002г.,сохранена надбавка: § сторожам в размере 150 рублей; § работникам муниципальных учреждений на период первых 3-х лет работы, окончившим сузы (очную форму) –102 рубля, высшее – 115 рублей, имеющим почётные звания «Заслуженный учитель», «Заслуженный тренер» и т.п. – в размере 300 рублей.

Анализ статистической отчётности свидетельствует о том, что потребность в педагогических кадрах будет расти. Так, в общеобразовательных школах учителей пенсионного возраста значительно больше, чем молодых специалистов.

Соотношение учителей пенсионного возраста и молодых специалистов в общеобразовательных школах, гимназиях, лицеях

Год Всего педагогических работников В том числе пенсионного возраста В том числе со стажем работы до 2 лет
1999 5 179 602 212
2000 5 119 608 199
2001 4 957 506 143
2002 4 676 475 146
2003 4 468 512 98
Неблагоприятно сказывается на кадровом составе педагогического корпуса отсутствие мужчин
Год Всего педагогов в ОУ В том числе мужчин
1999 5 179 531
2000 5 119 51
2001 4 957 512
2002 4 676 458
2003 4 48 359
С целью поощрения талантливых, творческих педагогов УОНиМ награждает не только конкретную личность, но и профессии в целом, тем самым формируя профессиональную общность педагогов. 2.2.7 Финансово-хозяйственные и сервисные службы УО г.Рязани как важнейший элемент управляющей подсистемы образовательного менеджмента По оценкам специалистов, ежегодно обновляется 5% теоретических и 20% профессиональных знаний, которыми должны владеть педагоги. Эта ситуация требует от учителя новых профессиональных и личных качеств, таких, как системное творческое мышление, информационная, коммуникативная культура, критичность мышления и др.. С целью способствовать приобретению и развитию этих качеств ИД(М)Ц (информационно-диагностический (методический) центр разработал широкий круг образовательных услуг. (Схема №1). Принципы деятельности: конкретность, компетентность, адресность оказания сервисных услуг; Более чётко категориям работников образования предлагает свои услуги по повышению квалификации Рязанский институт развития образования.
® Инвентари-зация школьного библиотеч-ного фонда ® Формирова-ние заказов на УМ пособия ® Организация выставок ® Связь с издательс-твами ® Информационные услуги
® Мониторинг ® Инструкти-рование ® Консульти-рование ® Экспертиза и анализ ® Рекоменда-ции
® Рекламные услуги ® Опросы, анкетиро-вания ® Анализ потреби-тельского рынка образова-тельных услуг ® Курсовая подготовка
® Информационные услуги ® Банк данных ® Работа со СМИ ® Диагнос-тика, экспертиза и анализ ® Распростра-нение педагоги-ческого опыта ® Издательс-кие услуги ® Повышение квалификации
Предметно-методичес-кий сервис
Библиотечно-методичес-кий сервис
Маркетин-говый сервис
Консалтин-говый сервис
Схема №1
Существует также социально-психологическая служба образования г.

Рязани, действующая в 156 ОУ города. Кроме того, 3 сервисных центра оказывают специализированную помощь психолого0педагогического и медико-социального характера, а при управлении образования создан научно-методический совет по социально-педагогическим вопросам. Не менее важной является психолого-медико-педагогическая консультация (ПМПК). ПМПК осуществляет функцию медико-психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса ребёнка с проблемами развития.

Отслеживает динамику его развития, внося коррективы в образовательный маршрут в соответствии с изменением состояния.

Количество таких детей ежегодно увеличивается. Для того, чтобы «возвратить детям детство», которые остались без родителей, в силу ряда причин был создан центр психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям и подросткам, оказавшимся в сложной жизненной ситуации.

Главная задача центра состоит в своевременном выявлении, учёте и оказании помощи детям. В настоящее время в Центре функционирует 5 групп.

Сплошной состав детей на 11.11.2003 г. составлял 40 человек от 3 до16 лет. За период работы Центра реабилитировано 26 детей сирот и 384 ребёнка, оставшихся без попечения родителей.

Социальная реабилитация таких детей состоит в том, что нужно установить их юридический статус, защитить жилищные и имущественные права детей, определиться с алиментами, пенсиями и пособиями, полагающимися по закону и определить форму дальнейшего жизнеустройства.

Воспитанники Центра содержатся на полном государственном обеспечении. Вся система финансово-экономического обеспечения образовательного процесса города осуществляется УОНиМ с учётом социальных и экономических возможностей муниципалитета, запросов личности, общества, государства за счёт интенсивного включения в действие двух основных факторов: 1. Максимальной мобилизации внутренних финансово-экономических ресурсов через бюджетное финансирование; 2. Привлечения внешних финансово-материально-технических ресурсов, из регионального бюджета, внебюджетных источников финансирования, платных образовательных услуг. Так в 2003 г. привлечено средств: § § § ИТОГО 27 млн. 600 тыс. рублей. В полном объёме многоуровневая система финансово-экономического обеспечения начала действовать с 1-го января 2004 года в соответствии с Федеральным законом. Но даже, несмотря на дефицит городского бюджета, доля образования в нём занимает более 25% и она увеличивается на протяжении последних лет.

Правда, основная часть бюджета образования занимает заработная плата и начисления на заработную плату, это более 60% от бюджета образования. Доля статей бюджета, направленных на укрепление материально-технической базы учреждений образования (капитальный и текущий ремонт, приобретение оборудования) незначительны и составляет около 4% от бюджета, хотя в денежном выражении увеличивается значительно.

Динамика осуществления капитального ремонта образовательных учреждений г.

Рязани за 1998 – 002 гг.

Показатели Годы
1998 1999 2000 2001 2002
Намечалось отремонтировать капитально 218 235 249 222 173
Фактически выполнено 20 210 259 220 184
% выполнения 95 89 104 99 106
(в таблице учтены все виды работ, проводимые в одном учреждении) Техническое состояние объектов образования продолжает ухудшаться, так как темпы ремонта почти вдвое отстают от потребности в нём.

Финансирование текущего и капитального ремонта, утверждённое бюджетом, составляет в среднем по годам 28% от потребности. По заключению проектных организаций, отдельные здания образовательных учреждений имеют дефекты, требующие оперативного устрагшения. Это деформация стен в школах №69,23,13,7,64,72, ДОУ№88. Современный финансово-экономический механизм образования города в условиях казначейского исполнения бюджета должен одеспечивать и обеспечивает возможность для широкой инициативы управлением и руководителями ОУ в решении экономических задач для обеспечения функционирования и развития системы образования. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Значение системы управления внутриобразовательного учреждения и его статус в ту или иную эпоху сильно зависит от характера действующего на в стране образовательного законодательства.

Сегодня управляющие системы в ОУ несут всю полноту ответственности за состояние дел в учреждении, за принятие всего спектра значимых для школы решений – от стратегических и судьбоносных до оперативных и ситуативных.

Однако, в некоторых школах, в том числе «повышенного типа», реальная значимость управления, его существенные отличия от других видов работы в школе (например, от педагогической, методической, снабженческой) до сих пор недооценивается, что явно не идёт на пользу делу.

Рассмотрев основные этапы формирования муниципального образовательного менеджмента мы можем сделать следующий вывод: - А для этого необходимо целостная концептуальная система факторов и способов построения и развития модели управления ОУ: 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. Учитывая вышеобозначенные факторы и анализ деятельности управления подсистем образовательного процесса необходимо подчеркнуть тот факт, что важнейшим принципом управления является принцип постоянно поддерживаемого соответствия системы управления, её управленческой деятельности, особенностям и значимым характеристикам конкретных объектов управления.

Поэтому мы и утверждаем: вообще, хорошего управления нет и не может быть (как нет и не бывает вообще хорошего образования, хорошей школы). Управление должно стать эффективным именно для этой и такой школы, находящейся в конкретном ситуационном контексте.

Управление может выполнить свою миссию, только будучи адаптивным, адекватным специфическим потребностям, запросам, возможностям своего образовательного учреждения.

Список использованных источников и литературы 1. 2. 3. 4. 5. 6. М.: Педагогическое общество России, 2001 – 384 с. 7. 8. 9. [1] Поташник М.М. Управление развитием школы.

оценка изобретений в Орле
оценка имущества для наследства в Брянске
оценка акций предприятия в Смоленске